Поиск
  • "ДВОЙНОЕ СЧАСТЬЕ"

Варианты речевого развития детей - близнецов.


Нередко у близнецов можно встретить определенные трудности с развитием речи. Это может быть, например, отставание или нарушение развития речи. Однако наличие у одного из близнецов подобных трудностей не означает, что и у второго они непременно есть. И даже в том случае, если оба близнеца страдают задержкой или нарушениями речевого развития, скорее всего, у одного из них эти трудности будут выражены ярче. Ниже описаны несколько вариантов наиболее часто встречающихся вариантов развития речи в паре близнецов, иллюстрируемые конкретными примерами. 1. Один из близнецов в паре, а иногда - и оба, страдают нарушением речи в результате родовой травмы. В случае если нарушение речи наблюдается только у одного ребенка и имеет легкую форму, родителям нужно просто привыкнуть к тому, что их близнецы имеют разные возможности для общения. В такой ситуации ребенок с более развитой речью может доминировать над соблизнецом, подавлять его, особенно в ситуации общения. С одной стороны, эта ситуация очень удобна: один ребенок помогает другому. Однако эта ситуация имеет и существенные «минусы»: ребенок с более развитой речью обычно догадывается о том, что хочет сказать его соблизнец, еще до того, как тот успел высказать свою мысль (например, если он медленно говорит, подбирает слова, обдумывает высказывание и т.п.). Тогда «отстающему» ребенку уже нет необходимости договаривать свое высказывание. А в ситуации общения со взрослым, более слабый ребенок может просто не успевать вставлять свои фразы в диалог взрослого с соблизнецом. В результате один из близнецов, чье речевое развитие не соответствует норме, оказывается в обыдненной речевой среде, еще менее способствующей развитию речи. Майкл и Реймонд - однояйцовые близнецы. Майкл перенес родовую травму, повлекшую за собой односторонний парез (паралич) лицевых мышц, плохое внимание и определенные трудности в обучении; его брат Реймонд полностью здоров. Майкл и Реймонд посещали одну и ту же школу, но учились в разных классах и почти не имели общих друзей. Реймонд редко играл со своим братом. В возрасте 6 лет 5 месяцев Майкла направили на речевую терапию, поскольку он говорил невнятно и неразборчиво. У Майкла были обнаружены трудности с произнесением звуков, требующих участия губ. Однако, несмотря на наличие некоторых трудностей с речью, уровень развития речевой сферы Майкла соответствовал возрастной норме. Его недостаточная уверенность в себе компенсировалась стремлением к общению, особенно дома, где ситуация вынуждала его соревноваться со своим братом, чья речь была в норме. Родственники Майкла считали, что ему трудно будет догнать своего брата по уровню развития способностей и поведения. Тем не менее, терапия речевого развития оказалась очень эффективной для Майкла, его уверенность в себе возросла, и значительную роль в этом сыграло индивидуальное внимание к ребенку. Находясь дома, Майкл был очень активен в общении с членами своей семьи. Родители мальчика стали понимать причины возникающих у него трудностей и настояли на том, чтобы в школе Майклу были созданы благоприятные условия для общения с детьми и учителями: атмосфера внимания и доброжелательности, побуждающая мальчика чаще разговаривать. В результате, несмотря на то, что мальчик по-прежнему имел определенные трудности с обучением и поведением в школе, его успехи в речевом развитии были налицо. 2. Следующий вариант развития речи в паре близнецов таков: один из близнецов демонстрирует незначительную, первичную речевую задержку или нарушение (она может ярче проявляться у разнояйцовых близнецов, особенно если близнецы разнополые). Но в этом случае близнец, имеющий более высокий уровень развития речи, может доминировать в сфере общения и тем самым усугублять трудности соблизнеца. Этой проблеме было посвящено научное исследование разнополых дизиготных близнецов в возрасте 3;7 - 5;2. Результаты исследования показали, что присутствие соблизнеца действительно влияет на развитие речи каждого из близнецов в паре. Близнец с нормальным уровнем речевого развития обычно доминирует во взаимодействии, соперничая за внимание к себе, нарушая правила ведения диалога (например, перебивая соблизнеца), поправляя соблизнеца и договаривая мысль за него. Однако «эффект доминирования» уменьшается после прохождения более слабым близнецом курса индивидуальной терапии речевого развития.

Разнояйцовые близнецы Керан и Стейси родились, когда в их семье уже были две старшие дочери. Одна из старших девочек ранее посещала специальный курс, направленный на коррекцию нарушений речевого развития. Когда близнецы достигли возраста двух с половиной лет, патронажная сестра заметила у них яркие признаки задержки речевого развития и рекомендовала им посещение курса речевой терапии. Речь Керана была более развита, чем речь его сестры: он произносил отдельные слова и в ходе игры пытался использовать словосочетания. Стейси, однако, была замкнута, разговаривала очень мало и уровень развития игры у нее не соответствовал возрастной норме. Ее мать это понимала, но почти не могла выделить время для индивидуального общения с каждым из близнецов. Дальнейшее наблюдение показало, что Керан - единственный сын в семье - был более желанным ребенком и любимцем отца, который уделял ему очень много времени и внимания. Стейси же доставалось крайне мало материнского и отцовского внимания. Родственница, помогающая матери близнецов, выразила беспокойство тем, что на Стейси не обращают внимании, и взяла на себя ежедневное индивидуальное общение с девочкой и стимуляцию ее речевого развития. Близнецы рано начали заниматься по программе коррекции речевого развития, которая проводилась в дошкольном центре. Керан демонстрировал устойчивый прогресс, и вскоре по уровню развития речи сравнялся с большинством детей в группе, что позволило предположить, что у него была задержка, а не нарушение речевого развития. Ситуация Стейси была иной. В первое время активного общения с тетей у Стейси произошел рывок в речевом развитии, и к четырем годам девочка стала значительно лучше понимать речь. Однако дальнейший прогресс был умеренным, и у Стейси наблюдалось отставание в развитии экспрессивной (выразительной) стороны речи. Исследователи предположили, что проблемы Стейси были результатом взаимодействия двух факторов: недостаточно насыщенной речевой среды и наследственной предрасположенности к нарушениям речи. Ее трудности были сходны с проблемами старшей сестры, посещавшей курс развития речи, и поэтому Стейси также была направлена на индивидуальную речевую терапию.

3. Третий и наиболее распространенный вариант состоит в том, что оба близнеца в паре страдают задержкой речи, хотя выраженность задержки у них может быть разной. В этой ситуации более развитый близнец является моделью для второго, поскольку оба ребенка используют сходные формы речи, но осваивают их не одновременно, а один за другим. Эффективным путем коррекции может стать создание «языковой среды» для каждого из близнецов: максимально часто разговаривать с каждым из них; не стараться «додумать» и договорить за них то, что они хотят произнести; стимулировать и поощрять их речь; больше играть с ними, читать им книги, гулять и т.п. Это может потребовать огромного количества времени, но родители могут прибегать к помощи родственников и старших детей, а также детских центров. Коррекционные программы, целью которых является гармонизация родительско-детских взаимодействий, также могут в этом случае оказаться очень полезными.

Когда однояйцовые близнецы Юлия и Мария появились на свет, в семье уже был один ребенок - их старший брат. В истории семьи отсутствовали упоминания о случаях речевых нарушений. Несмотря на то, что мама девочек одевала их одинаково, она стремилась подчеркивать их индивидуальность другими способами. Папа девочек работал и не мог активно помогать их маме в повседневной заботе о близнецах, поэтому она не могла уделять много времени каждой дочери по отдельности. Несмотря на это, мама часто играла с дочерьми. У старшего сына были свои интересы и друзья, он проводил с сестрами мало времени. В 4 года у обеих девочек проявлялась задержка развития всех элементов речи, в том числе, звукопроизношения, понимания и использования грамматики и словаря. Юлия несколько опережала Марию в речевом развитии, хотя разница между ними была незначительной. Юлия была более общительна, а Мария при взаимодействии с незнакомыми людьми обычно полагалась на свою сестру, поэтому девочки очень неохотно отнеслись к разлуке на занятиях центра речевого развития. Мама близнецов считала, что Мария копирует поведение Юлии. Однако более продолжительное наблюдение за близнецами показало, что в действительности один ребенок опережал другого в развитии. В дальнейшем при работе с девочками были использованы три стратегии. Во-первых, отец девочек согласился участвовать в программе чтения сказок, так что каждый ребенок ежедневно общался наедине с родителями. Во-вторых, Юлия и Мария начали посещать курс речевой терапии в группе других детей, целью которых было улучшение способности разговаривать и слушать других. Кроме того, близнецы посещали индивидуальные занятия, причем у каждой из девочек был свой преподаватель. В итоге, к 5 годам уровень развития речи обеих девочек значительно повысился и достиг нижней границы нормы.

4. Четвертый вариант развития речи у близнецов характеризуется тем, что оба близнеца демонстрируют достаточно серьезные нарушения развития речи, при которых одни речевые функции развиваются в соответствии с нормой, а другие - значительно отстают. Вследствие этого слабо развитые функции затормаживают развитие связанных с ними функций. Например, если у ребенка плохой слух или плохо развитые лицевые мышцы, ему будет трудно говорить, даже если остальные элементы речи (понимание речи другого, формирование высказываний, словарный запас и т.п.) будут нормально развиты. Такой вариант развития более характерен для однояйцовых близнецов, особенно мальчиков. Велика вероятность, что в этом случае речевые трудности связаны с нарушениями системы звукопроизношения; а впоследствии возможно возникновение проблем с чтением. Эти трудности могут быть устойчивыми, трудно корректируемыми, поэтому наиболее эффективным средством их коррекции является терапия речевого развития. При этом необходимо активное речевое взаимодействие с близнецами во время терапии и после нее. Несмотря на то, что форма коррекционной работы зависит от имеющихся в распоряжении ресурсов (детских центров с квалифицированными специалистами, помощи родственников, занятости родителей и т.п.), некоторые трудности могут быть устранены в ходе школьных или факультативных занятий; коррекция более сложных речевых нарушений может потребовать курса интенсивной терапии речевого развития.

В 3 года 11 месяцев близнецы Джон и Дерек начали посещать занятия по речевой терапии с целью определения уровня речевого развития. Речь их старшей сестры была развита очень хорошо. Несмотря на то, что близнецы обычно носили одинаковую одежду, их старались воспитывать как самостоятельных личностей с собственной индивидуальностью, склонностями и интересами. Мама мальчиков подозревала, что их речь не соответствует норме из-за ее слабого здоровья: в течение нескольких последних лет она страдала хроническими заболеваниями, отчего чувствовала себя очень уставшей и не способной уделить им достаточно внимания. Она была очень признательна им за то, что они играют друг с другом самостоятельно, и чувствовала, что они получили намного меньше внимания, чем их старшая сестра. Оба мальчика заинтересованно и активно общались со взрослыми, однако их речь была очень неразборчива. В разговорах никто из них явно не доминировал. Мальчики были хорошо осведомлены об окружающем мире. Развитие психических функций у близнецов было неравномерным: понимание грамматических структур и словарный запас были приемлемыми для их возраста, как и уровень развития игры, однако звуковая сторона речи оставляла желать лучшего. Определить степень грамматической правильности их речи оказалось трудным, поскольку часто было трудно разобрать, использовались ли в них суффиксы, приставки, предлоги и другие элементы слов и предложений. Мать и старшая сестра понимали речь близнецов, узнавая «ключевые» слова и используя контекст, а также собственные знания о правилах, по которым близнецы строят свои высказывания, основанные на наблюдении. Чтобы понять, как близнецы «конструируют» слова, как они строят фразы, речевой терапевт предложила им придумать названия для картинок. В результате выяснилось, что плохая дикция близнецов связана с серьезным отставанием в развитии звукопроизношения. При анализе речи Джона и Дерека терапевт обнаружила несколько неправильных слов, которые использовались обоими близнецами, однако были обнаружены и «неправильные» слова, придуманные одним близнецом и отсутствующие в речи другого. Учитывая, что мальчики хорошо понимали речь других людей, было сделано предположение, что их трудности не были связаны с недостаточным общением с окружающими. Занятия по речевой терапии, которые Джон и Дерек посещали с 4 до 7;6 лет, помогли решить проблемы с дикцией. После этого стало ясно, что близнецы пропускают грамматические элементы предложений. Но и эта трудность была успешно устранена в терапии.

Выводы Учитывая выше изложенное, мы можем сделать следующие выводы: Близнецы - это дети, родившиеся в результате одной беременности. Они бывают однояйцовые и разнояйцовые, в зависимости от того, развились они из одной яйцеклетки или из разных. Первых также называют монозиготными, вторых - дизиготными близнецами, а также двойняшками, тройняшками и т.д., в зависимости от их количества. В зависимости от отношений внутри пары, близнецы обычно «подпадают» под один из следующих психологических типов: «тесно связанные», «в меру зависимые» или «крайние индивидуалисты». Близнецовая ситуация является важным средовым условием развития близнецов после рождения. Постоянный контакт друг с другом влияет на развитие личности и самосознания близнецов, в частности, на способность сопереживать. Может произойти задержка речи и/или формирование собственного языка, что приводит к отставанию в развитии социализированной речи, активного словаря, продолжительности общения и в развитии различных интеллектуальных функций. В среднем монозиготные и дизиготные близнецы учатся хуже своих сверстников на протяжении первых лет обучения в школе. Речь у близнецов возникает позже, чем у одиночнорожденных, они дольше задерживаются на стадии автономной речи. Эгоцентрическая речь у близнецов рано принимает направленный характер, что может влиять на становление планирующей функции у каждого близнеца в отдельности. Социализированная речь у близнецов продолжительный период носит ситуативный характер, что обусловливает преобладание в их речи эмоционально окрашенных высказываний. В целом отставания в речи у близнецов отчетливо проявляются только в раннем и дошкольном возрасте, и к школьному возрасту они в основном догоняют одиночнорожденных сверстников в речевом развитии, хотя артикуляционные трудности у детей-близнецов — частое явление и в школьном возрасте. Таким образом, мы видим, что развитие детей в близнецовых парах определяет их эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное развитие.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка
  • YouTube Социальные Иконка

© 2019 "ДВОЙНОЕ СЧАСТЬЕ": БЛИЗНЕЦЫ, ДВОЙНЯШКИ, ТРОЙНЯШКИ...

  • Vkontakte Social Иконка
  • Instagram
  • Facebook Социальной Иконка
  • YouTube Социальные Иконка